УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ И ВЫБИРАТЬ ЗВУКИ
От того, как ребёнок научится опознавать слышимый звук, быстро и правильно его выбирать из "своей кладовой" , а затем произносить его - зависит и объём и качество его словаря, понимание и умение образовывать падежные окончания, обозначение числа существительных, формы глаголов, качество звукового образа слово. Проще говоря, от этих умений зависит и содержательная "начинка" речи , и её внешняя "привлекательность"!
У детей с отсутствием речи или с её грубым нарушением, все три операции - опознание звука на слух, его выбор, его произнесение - нарушены в той или иной степени! Эти операции надо нарабатывать, заново "устанавливать в программу" детского мозга, как устанавливают компьютерные программы в новый компьютер!
Начинаем с гласных!
РУЧНЫЕ МОДЕЛИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Ручные модели гласных помогают объединить все ощущения ребёнка, сконцентрировать их на отрабатываемом звуке! Ма-лыш запомнит и положение губ, графическое изображение звука, его слышимый образ, его двигательное изображение - ручную модель звука.
ПРОПЕВАЕМ ГЛАСНЫЕ
А теперь можно объединить пропевание звука с ритмом музыки и ритмом движения. Это очень трудно! Эта идея принадлежит известному логопеду Татьяне Никифоровне Новиковой-Иванцовой.
РАЗЛИЧАЕМ ГЛАСНЫЕ
Когда научились петь и хотя бы относительно попадать в ритм музыки, начинаем различать пары гласных.
В ходе моей многолетней работы по обучению неговорящих детей я пришла к выводу, что данный модуль, блок "Формирование фонологических противопоставлений звуков раннего онтогенеза" является наиважнейшей составляющей всей коррекционной работы с этой группой детей. Этапы формирования умения различать оппозиционные звуки у неговорящих и плохо говорящих детей я изложила в статье "Формирование фонологических противопоставлений у детей с моторной алалией!" в разделе "Поговорим профессионально!"