ФОРМИРОВАНИЕ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ ЗВУКОВ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА В ПРАКТИКЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
Аннотация. В статье описывается последовательность формирования фонологических противопоставлений звуков раннего онтогенеза, используемая в практике обучения детей с моторной алалией. Важность формирования фонологических противопоставлений у данной категории детей обусловлена тем, что формирование фонемных оппозиций является условием становления лексико-грамматического строя языка.
Ключевые слова: дети с моторной алалией, фонологические противопоставления, звуки раннего онтогенеза.
Для каждого языка фонемы составляют замкнутую систему, в которой они существуют во взаимных противопоставлениях, противопоставляются признаки каждой фонемы к признакам других фонем [3]. Каждая фонема определяется прежде всего тем, что отличает её от других фонем того же языка: «…вся совокупность фонологических признаков каждой фонемы как раз и выявляется из всех возможных её противопоставлений всем другим фонемам той же системы» [3, с. 15]. Благодаря этому же фонемы каждого данного языка образуют единую систему противоположностей, где каждый член определяется серией различных противоположений как отдельных фонем, так и их групп. Но не все оппозиционные признаки равноценны, так в русском языке выделяют такие коррелятивные противопоставления: место образования, способ образования, глухость-звонкость и мягкость-твёрдость. Роль фонологических противопоставлений – в различении смысла. Через реализацию фонологических противопоставлений различаются и лексическое значение слов, и его грамматическое значение.
В практике обучения детей с моторной алалией формирование фонологических противопоставлений играет наиважнейшую роль, т.к. только при условии сформированной операции узнавания на слух фонемы будет осуществляться понимание речи, а при условии реализации правильного выбора [4] и произнесения нужного звука – будет формироваться лексико-грамматический строй речи.
Для развития фонематического слуха у аномальных детей, по мнению В.И. Бельтюкова [1], важным является противопоставление звуков в равных фонетических условиях, нацеливание внимания ребёнка на те или иные конкретные фонемы. Исходя из нашего практического опыта данному условию наиболее соответствует использование слога восходящей звучности (СГ), основного вида слога русского языка. Т.к. слог – это онтогенетически естественная единица «входа», т.е. опознания фонемы на слух, для начинающего говорить ребёнка: дети в раннем возрасте не разлагают слог на отдельные звуки. Также, способность выделять отдельный звук из слога развивается лишь к школьному возрасту на базе усвоения морфологической системы языка. Как отмечают Е.Н. Винарская и Г.М. Богомазов, опознание фонем первой степени абстракции осуществляется на основе обобщения зрительно-пространственной слоговой информации [2]. Сопоставление звуков при одинаковых фонетических условиях удобнее всего осуществлять на материале слогов, т.к. слог является той мельчайшей произносительной единицей, которую можно выделить в потоке речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Л.Р. Зиндер, В.А. Кожевников, Л.А. Чистович).
Каковы используемые нами средства формирования фонемного противопоставления? Во-первых, паралингвистические фонологические средства: интонация, мимика, пантомимика. Во-вторых, произнесение слогов с оппозиционными звуками в ритмах чередования. Слоги включаются в простейшие ритмы, ребёнок учится опознавать, различать слоги на слух, а также произносить их. В-третьих, создание логопедом зрительно-двигательно-оральных образов дифференцируемых звуков.
Основываясь на данных речевого онтогенеза, особенностях замены звуков при дизонтогенезе речи и нашем практическом опыте обучения детей с моторной алалией мы выработали следующую последовательность дифференциации «широкого плана» гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза на материале слогов восходящей звучности (СГ).
Первый этап «Дифференциация согласных, смешиваемых по месту и способу образования, в прямом слоге с гласным [А]»: носовые-ротовые согласные [ПА-МА], [МА-БА], [НА-ТА], [НА-ДА]; взрывные и фрикативные [ПА-ФА], [КА-ХА], [БА-ВА]; губные носовые и переднеязычные носовые [МА-НА]; при наличии в речи ребёнка – заднеязычные и переднеязычные [ТА-КА]; затем губные-язычные [БА-ДА], [ВА-ДА].
Второй этап «Дифференциация лабиализованных гласных [У] и [О]» в слогах с одинаковым согласным звуком; далее в слогах с оппозиционными согласными звуками в соответствии с первым этапом дифференциации.
Третий этап «Дифференциация согласных по мягкости и твёрдости»: противопоставляются слоги с одинаковыми согласными, отличающимися только по мягкости-твёрдости [МА-МЯ], [НО-НЁ], [КЭ-КЕ] и т.д.
Четвёртый этап «Дифференциация конфликтных пар согласных с одновременной тренировкой различения их по мягкости и твёрдости» в соответствии с последовательностью отработки оппозиционных согласных на первом этапе.
Пятый этап «Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости». Итогом систематической работы по формированию фонологических противопоставлений звуков раннего онтогенеза у моторных алаликов является совершенствование операции выбора фонемы, её опознания и произнесения соответствующего звука в словах разной слоговой структуры. Результатом чего становится развитие лексики и поэтапное становление грамматического строя языка у детей с моторной алалией. Опознание дифференцируемых слогов и использование зрительно-двигательно-оральных образов звуков позволяет начать работу по выделению собственно фонемы из слогов и слов, формировать фонематическое восприятие.
Литература
1. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи : (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с. : ил.
2. Винарская Е. Н. Возрастная фонетика : учеб. пособие для студентов / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. – М. : АСТ : Астрель, 2005. – 208 с.
3. Еськова Н. А. Избранные работы по русистике: Фонология. Морфонология. Морфология. Орфография. Лексикология / Н. А. Еськова. — М. : Языки славянских культур, 2011 — 648 с.
4. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия : учеб. пособие к спец. курсу / В. А. Ковшиков. – М. : Ин-т общегуманитар. исслед. : Изд-во «В. Секачев», 2001. - 95 с.