О, РИТМ - ТЫ ЖИЗНЬ!
И это не преувеличение! Когда я погрузилась в изучение ритма, я была поражена: вот он код жизни, код здоровья, код речи и красоты! Ведь если мы с Вами вдумаемся, ритм пронизывает все стороны жизни человека: ритмы человеческого организма, биологические, социальные ритмы, ритм речи, ритмы природы, от которых так зависим любой человек, тем более ребёнок! А ритмы, запечатлённые в звуках музыки, стихов, в тяжёлом и основательном камне, в красоте ландшафтного дизайна, яркости, сакраментальности и скрытых смыслах узоров народного творчества?
Ритм является признаком целостности любой системы: биологической, социальной, речевой. Ритм - основа формирования двигательно-моторного стереотипа речи, проще говоря, ритм - двигательная основа, каркас, матрица развития речи. Более того, ритм является системообразующим фактором формирования слоговой структуры слова.
В Библии музыкантов сказано: "Вначале был ритм...". За ними вторят логоритмисты и сурдологи: "Пусть будет ритм!". Теперь и нам, логопедам пора сказать: "Да будет ритм!"
Ритм в моей логопедической работе давно и прочно занял своё почётное место.
- Моя авторская система работы с неговорящими детьми опирается на ритм.
- Качественная автоматизация и дифференциация звуков у детей с дизартрическими нарушениями опирается на ритм. Полифункциональность игр с ритмами обеспечивает выработку устойчивого динамического стереотипа автоматизируемого звука, залог развития активности и самостоятельности!
- Ритмические игры я использую, работая и со слоговой структурой слова, и со словарём, и со словообразованием, и с фонематическим слухом, и с подготовкой к обучению грамоте.
Почему? Потому что это эффективно, это интересно, это полезно для развития ребёнка! Развития интеллектуального, речевого, эстетического и, конечно, это полезно для гармонизации здоровья ребёнка, для налаживания совершенной работы системы "интеллект-тело", это важно для личностного развития малыша. Почему? Познакомьтесь с авторским ритмическими играми - и Вы найдёте ответы на все свои вопросы.
А если что-то останется непонятным - пишите, разберёмся вместе!
Ритм можно подразделить на два вида. Простой, равноударный ритм, ритм повторения лежит в основе работы человеческих органов, безусловных и условных рефлексов, Вспомните, как лепечет ребёнок: "Па-па-па-па!". Это тоже ритм повторения, а нейропсихологи говорят: "Итеративный ритм".
Второй вид ритма, боле сложный, формирующийся на основе равноударного ритма, это ритм чередования, разноударный ритм. Он идентичен основным музыкальным ритмам. Несформированность или сбои в его становлении могут служить причиной отсутствия речи, дефектного формирования слогоритмической структуры слова. Уважаемые логопеды, ритм - это наша тема!