КОНСЕРВАТОРЫ ИЛИ РЕФОРМАТОРЫ, КТО ВЫ, ЛОГОПЕДЫ?

    

   Как известно, логопедия – одна из самых консервативных отраслей педагогики. Это закономерно: строение органов артикуляции неизменно, правила грамматики  в русском языке тоже не меняются (ну кто-то из депутатов захотел «превратить» слово «кофе» в оно, ну это мелочи), акустические характеристики звуков тоже как будто заморозили… А тут как гром среди ясного неба ФГОС ДО с его ориентирами на активность, инициативность и самостоятельность. Какая инициативность: надо автоматизировать звук «Р» в обратном слоге, и баста! Я не буду лукавить, я тоже поначалу не знала, как применить эту самую «инициативность и активность» к логопедическим занятиям. Но поразмыслив, поняла, что условия для личностного развития ребёнка с нарушениями речи создавала всегда. А условия состоят, на мой взгляд, в следующем:

 

Ребёнок будет активен на занятиях тогда, когда ему эмоционально комфортно с логопедом, ему импонирует манера общения взрослого.

  • Перед занятием мы с ребёнком 1-2 минутки всегда поделимся новостями или пожалуемся друг другу на «беды» - мы полноправные собеседники, партнёры по общению.
  • «Веселье - это небо, под которым цветет все, кроме злобы», Жан Поль. Улыбнитесь, сделайте конструктивное замечание ребёнку, но в форме шутки – ведь так не обидно! Если чувствуете, что ребёнок на последней грани своих возможностей, разрядите обстановку -  подурачьтесь, пошалите!
  • Закрепите результат! В конце занятия поставьте яркую эмоциональную точку вашего делового и личного общения: «обнимашечки» - хорошая традиция для эмоциональной связи педагога и воспитанника.

Ребёнок будет активен тогда, когда у него есть возможность немного «покомандовать», есть право выбора! Создайте условия для этого!

  • «Есть слово «надо!». Кто же спорит, да, есть. Постижение его смысла просто необходимо ребёнку старшего дошкольного возраста! А как же свобода? По моему мнению, во всём нужен баланс, гармония: договариваемся с ребёнком, что в первой части занятия, мы выполняем то, что обязательно надо сделать, во второй части – он сам решает, выбирает, в какую игру будет играть, но на материале тех слов (картинок), которые отрабатываются в соответствии с этапом коррекции речи.
  • Если нельзя выбрать слова, ведь позиционный принцип автоматизации никто не отменял,  ребёнок может выбрать «подручные средства» для автоматизации: сказал  пять слов или три предложения, получил фишку, мозаику, деталь от конструктора. Что будет собирать ребёнок – модель дома, картинку, мозаику – по большому счёту нет разницы, ведь всё это работа по образцу или по воображению.
  • Работаем над собой! Чтобы обеспечить выбор ребёнку, нужно чтобы у нас, логопедов, был выбор в голове и в рабочем  шкафу. Сколько, к примеру у нас в арсенале игр  на согласование числительных с существительными? У меня восемь:  «У кого больше?», «У кого меньше?», «Часики», «Гонки», «Посчитай-ка!», «Запоминай-ка!», «Парные картинки», «Домино». Маловато? Буду думать ещё!

Ребёнок будет активен тогда,  когда он сможет играть, заниматься с тем ребёнком, с кем ему это хочется делать!

 

  • Если для этапа коррекционной работы это не принципиально -разрешите ребёнку выбрать партнёра по занятию. Ведь и мы, взрослые, тоже имеем свои личностные предпочтения в общении, будь то на работе, будь то в личном общении.

Ребёнок будет активен тогда,  когда он привыкнет, запомнит, поймёт, что ничего ему взрослый не принесёт на "голубом блюдечке с золотой каёмочкой": если чего-то хочешь - потрудись, постарайся, приложи усилия!

  • Ничего готового детям!» Зачем я буду вести игру, если ребёнок сможет это сделать?
  • Зачем я буду подсказывать ему строки стихотворения, если мы зарисовали пиктограммами слова - вспоминай сам!
  • Зачем я буду задавать вопросы детям: "Сколько звуков в слове? Сколько согласных, гласных..." - если они сами на определённом этапе смогут это сделать, опираясь на мнемо-карты. А главное - они получат нескрываемое удовольствие от этого: "Я сам спросил!"

Ребёнок будет активен тогда, когда мы его смотивируем к деятельности по коррекции речи.

 

    «Зачастую говорят, что мотивации хватает не надолго. Ну так, то же самое происходит и с освежающим душем, поэтому и рекомендуют его принимать ежедневно». Это выражение Зига Зиглера очень точно, на мой взгляд,  характеризует проблему создания мотивации у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Таких детей, которые всегда хотят, готовы, жаждут занятий, «моторчика», речевых игр – единицы! Проблема снижения мотивации у детей с речевыми нарушениями – реальная проблема  сегодняшнего дня.  Что делать?

 

  • Продумывать к каждому занятию игровой мотив, «заманюшечку» в виде сюрпризного момента,  «точки удивления». Да, на первых порах, иногда срабатывает только тактика: «Ты мне – я тебе!», ну что делать, постепенно ребёнок почувствует «вкус» речевых игр,  начнёт испытывать радость от общения со взрослым, детьми.
  • «Подарок в студию!». Пусть будет небольшое поощрение, которое можно вынести с логопедического занятия: элементарная наклейка в тетрадь, пусть ребёнок сам выберет и поставит печать  на свою страничку, возьмёт в группу игрушку, которой хочет поиграть сам (у меня в кабинете всегда множество разнообразных машинок, кукол, интересных необычных игрушек).

    Я всегда вспоминаю забавный случай, как моя дочь из двух гимназий выбрала, в итоге, ту, где после каждого «контрольного» занятия им дарили маленькие подарочки: наклейки,  раскраски, головоломки. Мелочь, но приятно!

  • Да здравствуют традиции! Традиции не в смысле консерватизма, а в смысле ритуалов. Помните, как в известном советском новогоднем фильме, условием прохождения через стену была максимальная концентрация: «Вижу цель!». Ребёнку нужно обозначить цель, к примеру, мы будем делать «моторчик» – научимся рычать, когда научимся рычать – будет праздник в детском саду и дома! В детском саду мы устроим «День рождение звука «Р», именинный торт, подарки, сделанные ребятами, ты получишь настоящую медаль! А дома, папа и мама устроят сладкое чаепитие и купят… (об этом надо заранее договориться с родителями) что-то такое, без чего ну  просто невозможно жить! «Вижу цель!» - иду к ней, шаг за шагом, «stеp by stеp».

Ребёнок будет активен тогда, когда ему дают понять, что он значим, успешен.

  • Надо очень постараться, чтобы сохранить паритет, баланс между  критикой и похвалой. С одной стороны, нужно давать реальные оценки усилий ребёнка.  Это, несомненно, будет способствовать формированию адекватной самооценки ребёнка. Но существует и другой, логопедический аспект, оценки действий ребёнка. Ребёнок произнёс звук, слово с заданным звуком, образовал грамматическую модель по образцу и т.д. Если логопед не будет адекватно комментировать полученный звук, слово, то как закрепится динамический стереотип отрабатываемого звука, словообразовательной модели? Формирование навыка, как отмечал П.К. Анохин, состоит именно в обнаружении ошибки, её исправлении, только тогда закрепится  отрабатываемый стереотип любого действия. Вопрос в том, какие слова, речевые стратегии будет использовать взрослый: «Не плохо, но надо передвинуть язычок чуть вперёд! Вижу, постарался, чуть-чуть добавь силы, выдохни как сильный-сильный ветер, и получится отличный звук «Р»!»
  • Давайте посильный ребёнку речевой материал как основу занятия, и обязательно задания, в ходе выполнения которых он сделает внушительный шаг вперёд, сделает над собой усилие, преодолеет сложности! Всё как в классике педагогики и психологии: основная часть занятия в зоне актуального развития – вот там самостоятельность, выбор, максимум инициативы, а новое в зоне ближайшего развития – тут помощь взрослого, партнёрское взаимодействие.
  • «Доброе слово и кошке приятно!». Найдите, за что похвалить ребёнка: не за качество звуков, так за прилагаемые  усилия,  не за «срывы» в поведении, так за  позитивную "самокритику".

Ребёнок будет  инициативен  тогда, когда ему предоставляют возможность придумать, создать что-то самому, получить радость от творчества!

    Как отмечал Лев Семёнович Выготский, творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Где же может проявить своё творчество, ребёнок на логопедических занятиях?

  • Ну, во-первых, в придумывании вариантов игр с теми пособиями, игрушками,  которые мы используем на занятиях. Вы не представляете, сколько идей мне подарили дети! Просто надо быть внимательным, прислушиваться к маленьким гениям!
  • А чистоговорки! Рифмованные логопедические строчки. Бараш "отдыхает",   дети с энтузиазмом подбирают слова, зарисовывают и запоминают всю чистоговорку. Разве это не творческий процесс?
  • А праздники? Вот, где простор творческой активности! Надо просто приглядеться, заметить, что нравится ребёнку, дать ему посильный речевой материал, может быть пантомиму, а может быть сольный номер! Просто надо настроиться на "волну" ребёнка!

    Ух, вот сколько условий мы с Вами нашли! Хоть мы с Вами и учителя, но педагогами быть просто обязаны!