УЧИМСЯ ИЗМЕНЯТЬ СЛОВА
Вся работа по словоизменению строится в определённом порядке, который соответствует законам, по которым развивается речь у всех детей, логопеды говорят в соответствии с речевым онтогенезом. Когда ребёнок научится произносить слова по слогам, слитно - пора изменять эти слова!
Сначала дети учатся изменять слова в соответствии с вопросами: "Дай ЧТО? КОГО? Вижу ЧТО? КОГО? (винительный падеж). Затем: "Нет ЧЕГО? КОГО?" (родительный падеж).
Далее малыш осваивает понятия единственного и множественного числа: "коза-козы, ваза-вазы". Предыдущими играми со звукоподражаниями мы закрепили эти понятия на "дограмматическом" уровне , играя с предметами: "один-много!"
По мере овладения винительным и родительным падежами добавляем предлоги, самые простые: "у, на, в, около".
И последнее наставление :) Давайте Вашему малышу "покомандывать": ему ведь тоже хочется "порулить", "позадавать" Вам вопросы!
ПОИГРАЕМ?
МАГАЗИН
Любимейшая детьми игра! А нам и нужно использовать детский интерес для закрепления образования и использования винительного падежа! Строго следуйте алгоритму "покупки" и "продажи"! А денежками в этой игре будут слова! Главное - не проторговаться!
Магазин откроет двери,
Покупателей он ждёт!
Всё, что хочешь покупай,
Лишь словечки называй!
"ДЕНЬ-НОЧЬ"
Ночь пришла,
Темноту привела!
День настал давным давно,
Он стучит в твоё окно!
Игра "День-ночь" - это классика жанра! Наверное, поэтому это одна из любимейших игр детей! Все просто: по очереди закрываем или переворачиваем картинки: "Чего нет?". Ребёнок, покачивая указательным пальчиком: "Нет вазы-ы-ы!". Чтобы малыш не ошибся в выборе окончания, подскажите ему движением: помните, как в ходе игры "Не зевай, повторяй" мы обозначали гласные звуки? Помогите своему малышу правильно образовать окончание - ему это очень трудно!
ОДИН - ЭТО ВСЁ
Для наших маленьких молчунов очень трудная задача научиться изменять по числам существительные! Будем учиться! На видео представлено самое начало введения множественного числа в речь ребёнка. Задача облегчается тем, что эти слова в единственном числе ребёнок уже говорит! Да мы ему ещё поможем с окончаниями с помощью ручных моделей звука, это обязательно! Пробуйте!
Уважаемые мамы и папы! Наблюдайте за своим малышом: как он "присваивает" новые окончания. Если ребёнок начинает использовать отработанные окончания в своей бытовой речи, а не только на занятиях - это здорово! Это хороший признак того, что ребёнок достаточно быстро овладеет разговорной речью.
Но если Вы этого не фиксируете, то это сигнал нам, и логопеду, и родителям, что нужно удесятерить наши усилия, нужно сильно-сильно потрудиться, чтобы ребёнок овладел разговорной речью! Но помните, это реально, это возможно! Просто коррекционная работа займёт больше времени и потребует от всех нас - ребёнка, логопеда, близких - больше усилий!
УЧИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДЛОГИ
Предлоги - это такие маленькие и вредные словечки, которые помогают сориентироваться нам в пространстве, времени, окружающей нас жизни. Для начинающего говорить ребёнка - это очень трудная тема! Следуйте простым правилам, чтобы данная работа была эффективной:
Никаких лишних слов! Чётко следуйте алгоритму, написанному для Вас в сценарии игрового упражнения.
Обозначайте все слова жестами, действиям! Для неговорящего малыша очень трудно выделить слово из потока речи - мы ему помогаем жестами, как бы не смешно это казалось со стороны. Это необходимо!
Обозначайте каждый предлог "своим закреплённым" жестом, ручной моделью! В далёком будущем, в школьной жизни, это поможет ребёнку "не лепить" предлоги к слову, выделить их из потока речи, на практическом уровне понять их смысл!
ПОИГРАЕМ?
АВТОБУС
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Сергей Михалков
Можно взять автобус, а можно машину с посадочными местами! Строго следуем сценарию игры, стараемся быть эмоциональными и убедительными! Ребёнок это обязательно оценит!
ПОСИДЕЛОЧКИ
Мы играем в слова! Вдруг слово ожило, превратилось в красивую и яркую игрушку! Её можно подержать в руках, можно походить, посадить, где хочешь. Здорово! А если, вдруг, получилась нелепица? Ну и что, ребёнок-то сообразил, понял, что так не бывает! Но это игровое упражнение очень наглядно продемонстрировало ребёнку назначение предлога. А если ребёнок уже взрослый, он, по желанию, может взять и заменитель реальной игрушки. Так ему будет труднее: нужно ещё припомнить, что он обозначает, какое слово! Опять выбор слова, его актуализация из "собственной кладовой"!
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Чёрная полоса - белая полоса, смех и печаль, движение и застой, инь и янь - в жизни всё так: "Единство и борьба противоположностей!". Так и в языке: единственное - множественное число, именительный падеж - родительный, широкий звук "А" - узкий "И"... На контрасте ребёнок лучше поймёт, зафиксирует в своей памяти, а следовательно и в речи грамматические категории. Этим мы и воспользуемся! После каждой игры сравниваем противоположные категории. Как? Легко и просто! Посмотрите - у Вас обязательно получится!
А остальные игры - их там море! - Вы найдёте в моём учебно-наглядном пособии "Поговори со мной малыш! или как научить ребёнка говорить?"