УЧИМСЯ ИЗМЕНЯТЬ СЛОВА

    Вся работа  по словоизменению  строится  в определённом порядке, который  соответствует законам, по которым развивается речь у  всех детей, логопеды говорят в соответствии  с речевым онтогенезом. Когда ребёнок научится произносить слова по слогам, слитно - пора изменять эти слова!

    Сначала дети учатся изменять слова в соответствии с вопросами: "Дай ЧТО? КОГО? Вижу ЧТО? КОГО? (винительный падеж). Затем: "Нет ЧЕГО? КОГО?" (родительный падеж).
  Далее малыш  осваивает  понятия единственного и множественного числа: "коза-козы, ваза-вазы". Предыдущими играми со звукоподражаниями  мы закрепили эти понятия на "дограмматическом" уровне , играя  с предметами: "один-много!"
    По мере  овладения  винительным и родительным падежами добавляем предлоги, самые простые: "у, на, в, около".

  И последнее наставление :) Давайте Вашему малышу "покомандывать": ему ведь тоже хочется "порулить", "позадавать"  Вам вопросы!

 

ПОИГРАЕМ?

МАГАЗИН

Любимейшая детьми игра! А нам и нужно использовать детский интерес для закрепления образования и использования винительного падежа! Строго следуйте алгоритму "покупки" и "продажи"! А денежками в этой игре будут слова! Главное - не проторговаться!

Магазин откроет двери,

Покупателей он ждёт!

Всё,  что хочешь покупай,

Лишь словечки называй!

"ДЕНЬ-НОЧЬ"

Ночь пришла,

Темноту привела!

День настал давным давно,

Он стучит в твоё окно!

    Игра "День-ночь" - это классика жанра! Наверное, поэтому это одна из любимейших игр детей! Все просто: по очереди закрываем или переворачиваем картинки: "Чего нет?". Ребёнок, покачивая указательным пальчиком: "Нет вазы-ы-ы!". Чтобы малыш не ошибся в выборе окончания, подскажите ему движением: помните, как  в ходе игры "Не зевай, повторяй" мы обозначали гласные звуки? Помогите своему малышу правильно образовать окончание - ему это очень трудно!

ОДИН - ЭТО ВСЁ

    Для наших маленьких молчунов очень трудная задача научиться изменять по числам существительные! Будем учиться!  На видео представлено самое начало введения множественного числа  в речь ребёнка. Задача облегчается тем, что эти слова в единственном числе ребёнок уже говорит! Да мы ему ещё поможем с окончаниями с помощью ручных моделей  звука, это обязательно! Пробуйте!

     Уважаемые мамы и папы! Наблюдайте за своим малышом: как он "присваивает"  новые окончания. Если ребёнок начинает использовать отработанные окончания в своей бытовой речи, а не только на занятиях - это здорово! Это хороший признак того, что ребёнок достаточно быстро овладеет разговорной речью.

     Но если Вы этого не фиксируете, то это сигнал нам, и логопеду, и родителям, что нужно удесятерить наши усилия, нужно сильно-сильно потрудиться, чтобы ребёнок овладел разговорной речью! Но помните, это реально, это возможно! Просто коррекционная работа займёт больше времени и потребует от всех нас - ребёнка, логопеда, близких  - больше усилий!

 

УЧИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДЛОГИ

     Предлоги  - это такие  маленькие  и вредные словечки, которые помогают сориентироваться  нам в пространстве, времени, окружающей нас жизни. Для начинающего говорить ребёнка - это очень трудная тема! Следуйте простым правилам, чтобы данная работа была эффективной:

     Никаких  лишних слов!  Чётко следуйте алгоритму, написанному для Вас в  сценарии игрового упражнения.
    Обозначайте   все  слова жестами, действиям! Для  неговорящего малыша очень трудно выделить слово из потока речи - мы ему помогаем жестами, как бы не смешно это казалось со стороны. Это необходимо!
   Обозначайте каждый предлог "своим закреплённым" жестом, ручной моделью!  В далёком будущем, в школьной жизни,  это поможет ребёнку  "не лепить" предлоги к слову, выделить их из потока речи, на практическом уровне понять их смысл!

ПОИГРАЕМ?

АВТОБУС

Мы едем, едем, едем 
В далёкие края, 
Хорошие соседи, 
Счастливые друзья. 

Сергей Михалков

    Можно взять автобус, а можно машину с посадочными местами!  Строго следуем сценарию игры, стараемся быть эмоциональными и убедительными! Ребёнок это обязательно оценит!

ПОСИДЕЛОЧКИ

    Мы играем в слова!  Вдруг слово ожило, превратилось в красивую и яркую игрушку! Её можно подержать в руках,  можно походить, посадить, где хочешь. Здорово! А если, вдруг, получилась нелепица? Ну и что, ребёнок-то сообразил,  понял, что так не бывает! Но это игровое упражнение очень наглядно продемонстрировало ребёнку назначение предлога. А если ребёнок уже взрослый, он, по желанию, может взять и заменитель реальной игрушки. Так ему будет труднее: нужно ещё припомнить, что он обозначает, какое слово! Опять выбор слова, его актуализация из "собственной кладовой"!

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

    Чёрная полоса - белая полоса, смех и печаль, движение и застой, инь и янь - в жизни всё так: "Единство и борьба противоположностей!". Так и в языке: единственное - множественное число, именительный падеж - родительный, широкий звук "А"  - узкий "И"... На контрасте ребёнок лучше поймёт, зафиксирует в своей памяти, а следовательно и в речи грамматические категории. Этим мы и воспользуемся! После каждой игры сравниваем противоположные категории. Как? Легко и просто! Посмотрите - у Вас обязательно получится!

А остальные игры - их там море! - Вы найдёте в  моём учебно-наглядном пособии "Поговори со мной малыш! или как научить ребёнка говорить?"

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД